Индустрия звука. Ноябрь-2004 | Звук и акустика - 3DNews - Daily

Индустрия звука. Ноябрь-2004 | Звук и акустика - 3DNews - Daily В конце октября временной столицей мировой звукоиндустрии стал город Сан-Франциско (США). С 28 по 31 число там проходил съезд общества аудио-инженерии AES (Audio Engineering Society). В его рамках состоялась церемония награждений в области технологий и творчества TEC Awards. К этим событиям готовилось очень большое количество современных производителей и разработчиков, было представлено много новинок. По приведенным данным только в рамках выставки участвовало около 400 компаний. Это мероприятие давно уже вышло за рамки обыкновенного собрания специалистов с чтением докладов. На протяжении нескольких десятилетий съезды AES - это обсуждение и представление новых технологий, масштабная выставка, проведение семинаров. На сегодня мы не станем ограничиваться общими фразами, а рассмотрим более подробно часть семинаров. По существу речь идет о массовых технологиях ближайшего будущего. Естественно, все охватить невозможно, но самое интересное попытаемся выбрать. Последние решения вокруг стандарта MPEG-4 сводятся к его практическому применению, и все чаще говорится об улучшении качества, вернее, о сжатии информации с наименьшими потерями. Масштабируемый MPEG-4 (технология SLS) позволяет сжимать аудио информацию с наименьшими потерями для различных требований к качеству, и будет являться основополагающим универсальным стандартом для профессионального звука, интернет-музыки, пользовательской электроники, цифрового вещания и т. д. Семинар на эту тему подготовили специалисты сразу трех крупных институтов Institute for Infocomm Research (Сингапур), Fraunhofer Institute for Digital Media Technology IDMT (Германия), Fraunhofer Institute for Integrated Circuits IS (Германия). В принципе, массовый приход технологии MPEG-4 очевиден и сейчас решается вопрос охвата всех современных сервисов, связанных с цифровым звуком. Продолжая разговор об MPEG стоит упомянуть семинар, подготовленный специалистами из Communications Research Centre (Канада), где представлялась новая разработка Spectral Band Replication (SBR), позволяющая улучшить характеристики звучания MPEG Layer II. MPEG Layer II является вещательным и соответствует стандарту EUREKA 147 DAB. В качестве дальнейшего совершенствования возможен переход на Layer II+SBR, при этом ничего существенно не меняется, и сохраняются все стандартные значения битрейтов (в вещании обычно принято 128, 160 и192 кбит/с). То есть, речь идет об усовершенствовании кодека. В рамках семинара проводились экспертные оценки и специальные замеры. Очень много внимания было уделено кодированию пространственного или многоканального звука. Как мы уже говорили выше, это одна из основных задач внедрения MPEG-4. Но имело место и представление альтернативных систем кодирования. Например, Кристоф Фаллер (Christof Faller) из Agere Systems (США) продемонстрировал стандарт Binaural Cue Coding (BCC), который позволяет превращать многоканальный сигнал в сведенный определенным образом однокальный плюс немного дополнительной информации. Кстати, инновациям подверглась и сама система кодирования Dolby Digital (AC-3). В обновленном алгоритме предусмотрены расширение частотного диапазона, улучшение взаимоотношения между каналами, усовершенствованные банки фильтров и т.п. По данной теме был зачитан специальный доклад. Финский Технологический Университет представил разработку "Virtual Air Guitar". Она состоит из двух манипуляторов, которые человек одевает на руки. Движения левой руки отвечают за высоту тона, правая "изображает" игру на инструменте. Все данные поступают в блок синтеза и воспроизводятся там определенным образом. На семинаре был продемонстрирован опытный образец. Калифорнийский университет из Санта-Барбары представил систему визуального управления синтезом. Она состоит из двух модулей-интерфейсов - Sonic Scanner и Graphonic. Graphonic позволяет создавать музыку в режиме рисования. Sonic Scanner работает уже с заранее подготовленным графическим материалом. Все работает в реальном времени. И много, много разного… Очень много семинаров и докладов касалось цифровой обработки сигналов, будущего многоканальных систем, акустическим системам и их элементам, вещанию, телефонии, звуку в виртуальной реальности, аудио-видео системам. Компания Arturia продемонстрировала эмуляцию аналогового синтезатора ARP 2600 - ARP2600 V. Cakewalk показала свой SONAR4. Компания E-mu пробивается на рынок ПО, и хотя долгое время они оставались консерваторами и работали для той прослойки пользователей, которая считала "железо" лучше программ. Теперь ситуация поменялась в корне, и E-mu повторяет все свои аппаратные модели в программном виде, как факт - Proteus X. Steinberg анонсировала Nuendo3, Sony выпустила ACID Pro 5, Native Instruments - Absynth 3 и Guitar Rig 1.2. Вы еще думаете о приобретении 5.1? А на AES уже обсуждается 22.2. Как видно из этого небольшого обзора, на данное мероприятие съехались специалисты со всего мира. При этом, в отличие от коммерческих выставок типа NAMM и Musikmesse, AES изобиловала теоретической частью. Решались самые насущные проблемы. Отдельно хочется отметить большое количество обучающих программ и семинаров для студентов, всевозможные соревнования и конкурсы. В общем, AES показывает и доказывает, что у современной науки не может быть ни возраста, ни национальности. В субботу 30 октября, на третью ночь 117-го съезда AES, в Marriott Hotel (Сан-Франциско, США) прошла юбилейная 20-я церемония награждений в области звуковой техники и творчества - TEC Awards. В конце весны-2004 на был отображен список соискателей на звания лучших в 23 номинациях. При этом помимо техники, оценивались и творческие коллективы из звукорежиссеров, саундпродюсеров и т.п. Получение TEC Awards за лучший альбом или трек для них сравнимо с получением Grammy для музыкантов. Сам процесс выбора осуществлялся в популярном специализированном , и в голосовании участвовало очень большое количество квалифицированных специалистов (около 41.000), одновременно являющихся подписчиками журнала. В 2004 году лучшим альбомом стал "Hail to the Thief" Radiohead (также первое место за лучший концертный тур), лучшим синглом - "Hey Ya," Outkast, лучшей озвучкой фильма - "Властелин Колец: Возвращение короля". Вспомогательное оборудование - Apogee Big Ben 192kHz master clock. Цифровые преобразователи - аудио-интерфейс MOTU 828mkII FireWire. Усилители - Crown I-Tech. Микрофонные предусилители - Focusrite ISA 430 MkII Producer Pack. Концертные микрофоны - RODE S1. Студийные микрофоны - Neumann TLM 127. Беспроводные системы - Sennheiser Evolution Wireless G2. Концертные АС - Meyer Sound MILO. Студийные АС (мониторы) - JBL LSR6300 Series. Музыкальные инструменты - Taylor Guitars/Rupert Neve Expression System. Цифровая обработка ("железо") - Universal Audio 2-1176. Цифровая обработка (ПО) - Waves IR-1. Рабочие станции - Digidesign Accel. Концертные микшеры - Yamaha PM5000. Малые студийные микшеры - Yamaha 01V96. Большие студийные микшеры - SSL C200. Среди спонсоров 20-го мероприятия стоит отметить Dolby,Gibson, Shure, RODE, Motu, Digidesign, Yamaha, Sony, Tascam, Steinberg, Roland и др. Подытоживая результаты можно отметить, что TEC Awards достаточно редко отображает современную ситуацию, особенно в разделах, касающихся компьютерного оборудования и ПО. Да и как успеть? Список для голосования появился в конце весны, а за это время рынок практически обновился. Например, победитель в номинации "Цифровая обработка (ПО)" Waves IR-1 уже выпущен в нескольких новых версиях и модификациях. Что касается студийной техники типа микрофонов и акустических систем, то они гораздо реже обновляются, поэтому, в данном срезе TEC Awards более соответствует современности. Этой осенью удивительно активизировались разработчики программных эмуляций синтезаторов. Причем их взоры были прикованы практически к одной фирме, ушедшей в небытие в самом начале 80-х - ARP. Сперва, в начале осени, появляется GForce Oddity - эмулятор прославленной модели Odyssey. Потом на AES-117 компания демонстрирует ARP2600 V, и буквально через несколько дней, в первых числах ноября, появляется еще одна эмуляция 2600-го - . Реальный прототип - ARP 2600. В период с 1970 по 1981 было выпущено только 3.000 моделей. Arturia пошла по проторенной дорожке, ведь это не первая эмуляция аналогового синтезатора в их ПО. До этого мы говорили о программном возрождении популярных моделей от Moog. За основу взята специально разработанная технология TAE - аббревиатура от True Analog Emulation. С программой поставляется 400 фабричных пресетов, и данный модуль рассчитано выпустить для стандартов VST, RTAS, AU, DXi (Apple, Mac). Графика ARP2600 V как всегда на уровне, и очень близко повторяет внешний вид прототипа. Wate Out Ware выпустила свой вариант 2600-го, причем внешний вид их программы еще точнее приближен к прототипу. Для эмуляции применена собственная разработка. Сравнить эти две программы пока не представляется возможным, поскольку TimewARP появляется в продаже только с середины-конца ноября (на сайте еще нет звуковых примеров), а ARP2600 V доступен только на уровне короткого пресс-релиза. На мы уже рассматривали подробно историю аналоговых синтезаторов и варианты их нынешних программных эмуляций. ARP тогда был незадействованной нишей. Теперь ситуация исправилась, и из культовых моделей нетронутой осталась, пожалуй, только серии Roland Juno и Roland Jupiter. В остальном, разработчики постарались, и мы сейчас имеем весь исторический срез 60-80-х в программных эмуляциях.

An unordered list example:

Используются технологии uCoz